На главную страницу:

Фотогалерея

Фильмография

          Выход Дракона (1973)

Купить этот фильм на Ozon.ru

ENTER THE DRAGON

Небольшой музыкальный фрагмент из фильма 2.25

События переносят нас на остров, превращенный в крепость главарем боевиков, открывшим там школу боевых искусств, которая является лишь ширмой, маскирующей контрабандный бизнес. В эту цитадель проникает герой Брюса Ли и становится участником жестокого турнира — захватывающего зрелища — сплав карате, дзюдо, тэквондо, тайцзи-цюань в постановке самого Мастера.

Один из самых важных уроков, которые можно вынести из этого фильма, — искусство сражения без сражения. Есть еще один урок, который преподает Ли в этом фильме. Он по­священ одной из его любимых тем — необходимости честного самовыражения.

В начале фильма Ли наставляет молодого ученика боевых искусств.

«Ударь меня ногой», — говорит Ли, вставая в позицию настороженности Джит Кун До. Юноша де­лает боковой кик, в котором больше позы, чем смысла, надеясь произвести впечатление на инст­руктора изяществом формы и гибкостью. Здесь он выказывает полнейшее непонимание намерений ин­структора.

«Что это было? — спрашивает Ли. — Работа на публику?»

Ли пытается передать юноше идею необходимости стать техническим приемом, вместо того чтобы отойти в сторону и любоваться им. Другими слова­ми, истинное удовлетворение приходит изнутри, когда вы в состоянии дать физическое выражение вашим внутренним чувствам и эмоциям.

«Нам нужно эмоциональное удовлетворение — говорит Ли. — Попробуй еще раз».

На этот раз мальчик разозлился. Его попытка произвести впечатление явно не удалась, и теперь он занял позицию: «Если вам не нравится, ладно, по­дождите, в этот раз проткну вас насквозь!»

Он выбрасывает еще один боковой кик, стараясь попасть в Ли, но, поскольку он кипит от злости, все движения легко расшифровываются, и Ли с легкос­тью уклоняется от удара.

«Я сказал: эмоциональное удовлетворение, а не злость! — указывает Ли. — Давай еще раз, со мной».

Иными словами, кики мальчика попросту должны были быть непреднамеренными ответными реак­циями на движения Ли, подобно тому, как эхо сле­дует за звуком. Слова Ли доходят до юноши, и он выбрасывает еще два боковых кика, ни один из которых не может быть расшифрован или как-то рассчитан на публику. Они просты, направлены - и попадают в цель. Хотя Ли все так же может парировать их, он признает успехи мальчика.

«Отлично!» — восхищается Ли, и мальчик начи­нает сиять от сознания своих достижений. «И как ты это чувствовал?» — спрашивает Ли.

Вопрос возымел на мальчика эффект, подобный тому действию, которое произвел аналогичный вопрос на сороконожку, когда ее спросили, как это она ходит с помощью такого количества ножек. Пытаясь выиграть время, он отвечает: «Дайте мне поду­мать...» Ли резко прерывает его с помощью не со­всем нежного подзатыльника, чтобы мальчик вер­нулся к действительности — к настоящему.

«Не думай — чувствуй! Это как палец, который указывает на Луну», — объясняет Ли и далее заме­чает, что мальчик смотрит на его палец, вместо того чтобы смотреть туда, куда этот палец указывает. Ли снова возвращает его к действительности, на этот раз хлопнув его по лбу.

«Не сосредоточивайся на пальце или упустишь чудесное сияние!» Вывод здесь следующий: не при­нимайте изящную форму за истинное содержание и не давайте эмоциональным крайностям быть решаю­щим фактором вашей реакции на ситуацию. Напро­тив, делайте свои движения, чтобы «действительно» и «честно» выразить свое подлинное «я» — нужно это делать естественно, все должно происходить по­чти само по себе в тот самый момент, когда против­ник приоткрылся.

Иначе говоря, можно было бы сказать, что про­тивник сам «вызвал» вашу реакцию, поскольку она произошла почти самопроизвольно. И это еще один урок ву-син: не фиксируйте внимание на каком-то отдельном объекте, не позволяйте мыслительному процессу препятствовать вашей способности реагировать спонтанно на то, что с вами происходит. Ли намеревался проработать эту тему в сцене разговора между старым шаолиньским монахом и им самим. Сцена должна была последовать за приведенной, но — по типичным голливудским причинам — была вырезана из окончательного варианта фильма из страха, что западная аудитория ее не поймет. К счас­тью, в личном экземпляре сценария Ли записал этот диалог, который он сочинил для злополучной сцены:

СТАРЫЙ МОНАХ: Твое мастерство теперь уже — не вопрос техники, но духовного видения и тренировки. Я бы хотел задать тебе несколько вопросов. Что ты чувствуешь по отношению к противнику во время спарринга?

ЛИ: «Противника» нет.

СТАРЫЙ МОНАХ (тоном собеседника, ожидающего большего от ответа): И почему это так?

ЛИ: Потому что слова «я» просто не существует.

СТАРЫЙ МОНАХ (счастливый, что ученик понимает): Да?!

ЛИ: Поэтому, когда в образе мыслей нет осознания конфликта, когда забываешь слово «ум», тогда состояние бездумности становится состоянием наибольшей подвижности. Когда мой противник расширяется, я сокращаюсь. А когда он сокращается, я сжимаюсь. И тогда, как только появляется возможность, «я» не наносит удар (в это время Ли поднимает кулак) — удар наносит «он» сам по себе.

В этом фильме Ли раскрывает также необходимость компетентности во всем, что относится к бое­вым искусствам, владения всем арсеналом киков, ударов, бросков, захватов и махов. В заключительной сцене сражения Ли подчеркивает, что, как бы вы ни владели приемами невооруженной борьбы, вы должны также научиться действовать против оружия, потому что не каждый противник, с которым вы встретитесь, будет драться честно. Ли получает несколько ран, тем самым показывая, что иногда приходится чем-то пожертвовать, чтобы добиться цели.

Эта идея, конечно, отражена в его учении:

Забудьте о победе и поражении: забудьте о гордости и боли. Пусть противник оцарапает вас, и вы расплющите его плоть; пусть противник расплющит вашу плоть, и вы сломаете ему кости; пусть он сломает вам кости, и вы лишите его жизни! Не думайте о том, чтобы благополучно спастись бегством, - пусть ваша жизнь лежит перед ним!

Фотографии из фильма   

Hosted by uCoz